Служебное жилье - это жилище с особым правовым режимом, которое предоставляется из жилищного фонда государственного учреждения.
Служебные жилища предназначаются для заселения по договору найма гражданами Республики Казахстан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы.
Работники государственных учреждений и судьи могут приватизировать занимаемые ими служебные жилища по остаточной стоимости, если они проработали на государственной службе, в бюджетных организациях, государственных предприятиях или в должности судьи (включая срок пребывания на государственной выборной должности) не менее 10 лет (в совокупности), а также независимо от срока работы, если трудовые отношения прекращены по следующим основаниям:
- ликвидация организации, сокращение численности или штата работников;
- в связи с болезнью, препятствующей дальнейшей работе;
- в связи с выходом на пенсию.
В случае смерти работника, которому было предоставлено служебное жилище, право приватизации переходит к членам семьи умершего (погибшего) независимо от срока работы умершего (погибшего).
Граждане Республики Казахстан и оралманы, которым служебные жилища были предоставлены как участвующим в активных мерах содействия занятости в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения, могут приватизировать занимаемые ими служебные жилища по остаточной стоимости, если они прожили в служебном жилище не менее 5 лет.
Военнослужащие со стажем от 10 до 15 лет (на 1 января 2013 года) имеют право приватизировать служебное жилье по остаточной стоимости.
Военнослужащие, прослужившие 20 лет, могут приватизировать служебное жилье.
Предоставление служебного жилья военнослужащим
Учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в жилье, осуществляется структурными подразделениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, на которые возложены функции по учету служебных жилищ (далее – ответственное структурное подразделение).
Рапорт о постановке на учет подается военнослужащим на имя председателя жилищной комиссии и регистрируется в структурном подразделении, в котором он проходит службу (структурное подразделение).
К рапорту прилагаются:
- справка о составе семьи;
- справка с места службы;
- справка об отсутствии (наличии) жилища на праве собственности в данном населенном пункте у военнослужащего и членов его семьи, полученная не позднее, чем за 10 календарных дней до дня подачи рапорта (справка предоставляется военнослужащим ежегодно);
- послужной список;
- справка о сдаче служебного жилья по прежнему месту службы;
- нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, свидетельств о рождении детей, заключении (расторжении) брака, при наличии у военнослужащего членов семьи (не позднее, чем за 10 дней до дня подачи рапорта);
- справка государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;
- справка с организации образования на членов семьи, обучающихся по очной форме обучения в возрасте до 23 лет;
- справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения, при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста 18 лет по группе инвалидности;
- справка об опеке и попечительстве несовершеннолетнего с уполномоченного органа в области защиты прав детей;
- решение суда о признании лиц членами семьи военнослужащего.
Срок рассмотрения документов: в течение 10 рабочих дней со дня регистрации рапорта структурное подразделение осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям. Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилье производится на заседании жилищной комиссии не позднее месяца со дня регистрации рапорта.
Конечный результат: о принятом решении военнослужащие извещаются в письменном виде. При этом, указывается дата признания нуждающимся в жилье и номер очередности или причина отказа в признании нуждающимся.
Предоставление служебного жилья сотрудникам специальных государственных органов (СГО)
Служебные жилища предоставляются нуждающимся в жилище сотрудникам и работникам специальных государственных органов, состоящим на учете, в порядке очередности, по дате подачи рапорта (заявления) со всеми необходимыми документами
Для постановки на учет сотрудники и работники представляют жилищной комиссии СГО:
- рапорт (заявление) на имя председателя жилищной комиссии государственного учреждения СГО о постановке на учет;
- справка с кадрового подразделения СГО со сведениями о составе семьи, личных данных и членах их семей, стаже службы (работы), а также фактическом адресе проживания;
- справка адресного бюро;
- справка территориального органа юстиции (об отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности в данном регионе);
- справка местного исполнительного органа (об отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи в постоянном пользовании в данном регионе жилища из коммунального жилищного фонда).
При необходимости заявитель дополнительно представляет справки государственной медицинской организации с данными о наличии:
- членов семьи, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном Правительством Республики Казахстан, предоставляющих право на дополнительную жилую комнату;
- в семье женщины, имеющей беременность свыше 22 недель.
Срок рассмотрения документов: в течение одного месяца со дня регистрации рапорта (заявления) жилищная комиссия осуществляет проверку представленных документов на соответствие условиям.
Конечный результат: заключение договора найма либо обоснованный отказ в постановке на учет.
Предоставление служебного жилья сотрудникам органов внутренних дел
Жилище предоставляется сотрудникам органов внутренних дел, состоящим на учете нуждающихся в жилище, в порядке очередности, установленной списками, с момента подачи рапорта о постановке на учет.
Рапорт о постановке на учет подается сотрудником на имя председателя жилищной комиссии органа внутренних дел, в котором он проходит службу, и регистрируется в соответствующем структурном подразделении, на которое возложена функция по учету сотрудников и членов их семей, нуждающихся в жилье (далее - структурное подразделение).
К рапорту прилагаются:
- справка о составе семьи;
- справка с места службы;
- справка об отсутствии (наличии) жилища на праве собственности в данном населенном пункте у сотрудника и членов его семьи, полученная не позднее, чем за 10 календарных дней до дня подачи рапорта (справка представляется сотрудником ежегодно);
- послужной список;
- справка о сдаче служебного жилья по прежнему месту службы;
- копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи, свидетельств о рождении детей, заключении (расторжении) брака, при наличии у сотрудника членов семьи (не позднее, чем за 10 дней до дня подачи рапорта);
- справка государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;
- справка с организации образования на членов семьи, обучающихся по очной форме в возрасте до 23 лет;
- справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста 18 лет по группе инвалидности;
- справка об опеке и попечительстве несовершеннолетнего с уполномоченного органа в области защиты прав детей;
- копия решения суда о признании лиц членами семьи либо находящимися на иждивении сотрудника.
Срок рассмотрения документов: В течение 10 рабочих дней со дня регистрации рапорта структурное подразделение осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям.
Конечный результат: жилищная комиссия не позднее месяца со дня регистрации рапорта принимает решение. О принятом решении сотрудник в течение 10 рабочих дней извещается в письменном виде. При этом указываются дата признания нуждающимся в жилище и номер очередности или мотивированный письменный отказ в признании нуждающимся.